Крым 30.06-16.07.2016. Часть 1, Историческая.

Как то позвал меня товарищь в Крым в начале лета, а что, сел да полетел, потом то всё пошло не так, как я планировал, но получилось неплохо.

фото1

1. Херсонес.

фото2

Первое что я увидел на полуострове - это камушки, красивые сил нет. Херсонес был основан в 424-421 годах до нашей эры как древнегреческая колония выходцами из малоазийской Гераклеи Понтийской. Кого тут только не было и Византийская империя и Генуэзцы и даже Чингизхан. Жизнь в городе продолжалась до конца XIV века.
Первые раскопки были проведены в 1827 году, по распоряжению главного командира Черноморского флота и портов А.С. Грейга. Основные памятники - агора, античный театр, башня Зенона, бащилика в базилике. Владимирский собор и сигнальный колокол появились в XIX веке, последгий отлит из турецких пушек.


Базилика 1932 года


Базилика 1935 года


Баня


Баптистерий


Главная улица


Древний город Херсонес Таврический (Древняя улица)


Западная базилика


Комплекс Уваровской базилики


Куртина 1


Куртина 4-я


Куртина 5-я с башней V и протейхизма


Монастырская стена


Монетный двор


Памятник Святому Апостолу Андрею Первозванному


Подземный храм-мавзолей


Сигнальный Херсонесский колокол


Собор во имя св. равноап. вел. кн. Владимира (Древняя улица, 1)


Храм во имя сщмч. Херсонесских


Цитадель


Экспозиционный зал Отдела Византийской истории

Особенно в этой подборке мне нравится мадам у колокола, этакая Ассоль своего рода получилась у меня.

Затем была попытка посмотреть на объект холодной войны, фазированную решетку, некогда созданную для наблюдения за пуском ракет, однако при всей запущенности объекта оказалось что проход к нему закрыт и охраняется, а на территории наблюдалась какая то движуха. Еще недавно интернет пестрил фотками с подобных радаров и я думал что всегда успею посетить один из них, да вот ошибочка вышла, военные объекты закрываются со скоростью курьерского поезда. Впоследствии я обломаюсь и с решетками, находящимися в подмосковьи.
Впрочем обломались мы не только с решеткой, но и с маяком, подход к которому также оказался перекрыт, так что наслаждались видом издалека, благо тут красиво и грунт необычного цвета.

1. Чембало.

От древних греков переместимся к генуэзцам. Здесь и далее я соблюдаю хронологический полёт нашего пепелаца весьма условно. Так уж вышло, со времени поездки до написания этого текста прошло пять лет...
Балаклавская бухта очень уютна и прекрасно защищена. Вот на её утёсах и стоит крепость к которой мы двигаемся.

фото3

Пока ехали погода поменялась и полил непродолжительный дождь, добавив драматизма пейзажу. По дороге к руинам встретили непримечательный Храм Двенадцати Апостолов.

На крепость карапкаемся пешком.

фото22 фото23

Наверх, в сторону оборонительных фортов, ведет просёлочная дорога. После дождя грязная, но пока она отсыпана ехать можно.

фото4 фото5 фото6

Сверху открывается прекрасный вид на бывший военный объект, а ныне музей. Туда мы не попали, а жаль, в следующир раз обязательно!

Объект представляет собой сооружение противоатомной защиты первой категории (защита от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 кт), включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады ГСМ, минно-торпедную часть. Располагается в горе Таврос, по обеим сторонам которой находятся два выхода. Со стороны бухты — вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы, который также перекрывался батопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями.
Объект 825 ГТС был предназначен для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а также для хранения боеприпасов, предназначенных для этих субмарин. В канале (длина 602 метра) объекта могло разместиться 7 подлодок указанных проектов. Глубина канала достигает 8 м, ширина колеблется от 12 до 22 метров. Общая площадь всех помещений и ходов завода 9600 метров квадратных, площадь подземной водной поверхности равна 5200 метров квадратных. Погрузка снаряжения в мирное время осуществлялась на пристани, учитывая передвижение спутников-шпионов вероятного противника. При ядерной угрозе погрузка должна была осуществляться внутри базы через специальную штольню. В комплекс входила также ремонтно-техническая база (объект 820), предназначенная для хранения и обслуживания ядерного оружия. Температура внутри базы держится около 15 градусов.
В 1953 году было создано специальное строительное управление № 528, которое непосредственно занималось строительством подземного сооружения.
Подземный комплекс строился 8 лет — с 1953 по 1961 годы. При строительстве было вывезено около 120 тысяч тонн породы. Для обеспечения секретности вывоз производился ночью на баржах в открытое море. Строили объект сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы.
После закрытия в 1993 году большая часть комплекса не охранялась. В 2000 году объект был передан Военно-Морским Силам Вооруженных Сил Украины.
В период с 1993 по 2003 годы бывшая база фактически разграблена, демонтированы все конструкции, содержащие цветные металлы.

Попытка заехать по навигатору по какой то ослиной тропе закончилось сползанием по грязи, хорошо не улители, пока Саня газовал вверх я орал что нам туда не надо.
фото7

По отсыпанной всё таки не так экстремально, грязь кстати на солнце высохла моментом. Северный и южный форты рядом.

Дальневосточные трагические события, связанные со сдачей русской крепости Порт-Артур, итоги русско-японской войны поставили командование Черноморского флота перед необходимостью укрепления Севастополя и Балаклавы и со стороны суши. С целью защиты южных подходов к Севастополю на горных склонах к востоку от Балаклавы начали создавать комплекс оборонительных сооружений.
Это были первые горные долговременные укрепления балаклавской группы. Военный инженер Полянский, автор этого проекта, использовал британский опыт создания укреплений на склонах горы Спилия периода 1854–55 годов. Тогда на склонах горы были построены земляные укрепления британской морской бригады. Именно с вершины горы Спилия началась линия обороны союзников в период Крымской войны, которая, огибая Балаклаву, протянулась на 18 км до Севастопольской бухты.
Форт "Северная Балаклава" построен в период с 1912 по 1915 гг. Он находится на высоте 212 метров на склонах горы Кефало-Вриси и состоит из круговой эшелонированнной системы вырубленных в скале и частично бетонированных рвов глубиной до 3 метров и длиной два километра. Восточный и западные рвы соединены бетонированной штольней длинной 124 метра. Ширина 2,6 м, высота 3,5 метра, толщина бетонного покрытия 1м. Штольня была оборудована 240 койками, через каждые 7–10 метров — вентиляционными отверстиями в стенах, а через каждые 25–30 м — шахтами с лестницами, которые ведут на поверхность. С запада штольня примыкает к КП, имеющему боковые стенки 1,5 м и перекрытие в 2,2 м.
На объекте планировалось установить 75-мм орудия, но пушки так и не были установлены — помешала Октябрьская революция.
Строительство береговых укреплений 12-го участка Балаклавской группы (в которую входит и форт «Южная Балаклава») возобновилось в 1925 году. Тогда была достроена крепостная дорога, оборудованы водоёмы, проложены инженерные сети. Окончательно строительство долговременных укреплений Балаклавской группы завершено не было.
Во время Второй мировой войны подземный КП использовался немцами для размещения подземного госпиталя, в ряде помещений до сих пор сохранились остовы подвесных коек.
В своё время, горные сооружения использовались как полигоны для испытания авиабомб, затем — в качестве складов для хранения артбоеприпасов и взрывчатых веществ Балаклавского рудоуправления им. А. М. Горького.
Форт "Южная Балаклава" представляет из себя бетонные казематы, орудийные площадки, систему рвов глубиной 2–3 метра, через каждые 8–10 метров устроены лестницы шириной в 4.5 метра. Через каждые 30 метров сооружены ниши площадью 3 метров квадратных. Ранее вся система была электрифицирована, электроустановка располагалась где-то внизу в балке. Поражает серьёзность воздвигнутых сооружений — несмотря на то, что это чисто военное укрепление, все бетонные поверхности выполнены под кладку диким камнем, крышки вентиляционных шахт из литой бронзы с виньетками (все они сорваны мародерами, остались лишь фрагменты), если заглянуть в вентиляционные шахты, то видны оцинкованные клепанные трубы, на которых по сей день нет ни пятнышка ржавчины.
И, наконец, сама "Бочка" — сооружение из листовой брони, нависающее над обрывом, в стенах и полу прорезаны бойницы. В боковых стенах (видимо уже гораздо позже постройки) были вырезаны прямоугольные отверстия на всю высоту. Изначально таких "бочек" было две — они предназначались для наблюдения за противником и его обстрела.
Форт "Южная Балаклава" получил название "Бочка смерти": по легенде во время Второй мировой войны производились расстрелы.

Виды прекрасные, погода супер, наслаждаемся ветром и закатом.

фото8 фото9 фото10 фото11 фото12 фото13 фото14 фото15 фото16

Впереди еще очень много чего!

(С) Я 30.06-16.07.2016 г.