Как то позвал меня товарищь в Крым в начале лета, а что, сел да полетел, потом то всё пошло не так, как я планировал, но получилось неплохо.
Первое что я увидел на полуострове - это камушки, красивые сил нет. Херсонес был основан в 424-421 годах до нашей эры как древнегреческая колония
выходцами из малоазийской Гераклеи Понтийской. Кого тут только не было и Византийская империя и Генуэзцы и даже Чингизхан. Жизнь в городе продолжалась
до конца XIV века.
Первые раскопки были проведены в 1827 году, по распоряжению главного командира Черноморского флота и портов А.С. Грейга. Основные памятники - агора,
античный театр, башня Зенона, бащилика в базилике. Владимирский собор и сигнальный колокол появились в XIX веке, последгий отлит из турецких пушек.
Затем была попытка посмотреть на объект холодной войны, фазированную решетку, некогда созданную для наблюдения за пуском ракет, однако при всей
запущенности объекта оказалось что проход к нему закрыт и охраняется, а на территории наблюдалась какая то движуха. Еще недавно интернет пестрил
фотками с подобных радаров и я думал что всегда успею посетить один из них, да вот ошибочка вышла, военные объекты закрываются со скоростью
курьерского поезда. Впоследствии я обломаюсь и с решетками, находящимися в подмосковьи.
Впрочем обломались мы не только с решеткой, но и с маяком, подход к которому также оказался перекрыт, так что наслаждались видом издалека, благо
тут красиво и грунт необычного цвета.
От древних греков переместимся к генуэзцам. Здесь и далее я соблюдаю хронологический полёт нашего пепелаца весьма условно. Так уж вышло, со времени
поездки до написания этого текста прошло пять лет...
Балаклавская бухта очень уютна и прекрасно защищена. Вот на её утёсах и стоит крепость к которой мы двигаемся.
Пока ехали погода поменялась и полил непродолжительный дождь, добавив драматизма пейзажу. По дороге к руинам встретили непримечательный Храм Двенадцати Апостолов.
На крепость карапкаемся пешком.
Наверх, в сторону оборонительных фортов, ведет просёлочная дорога. После дождя грязная, но пока она отсыпана ехать можно.
Сверху открывается прекрасный вид на бывший военный объект, а ныне музей. Туда мы не попали, а жаль, в следующир раз обязательно!
Объект представляет собой сооружение противоатомной защиты первой категории (защита от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 кт),
включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады ГСМ, минно-торпедную часть. Располагается
в горе Таврос, по обеим сторонам которой находятся два выхода. Со стороны бухты — вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого
достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы, который также перекрывался батопортом. Оба отверстия в
скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями.
Объект 825 ГТС был предназначен для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а также для хранения боеприпасов,
предназначенных для этих субмарин. В канале (длина 602 метра) объекта могло разместиться 7 подлодок указанных проектов. Глубина канала достигает 8 м,
ширина колеблется от 12 до 22 метров. Общая площадь всех помещений и ходов завода 9600 метров квадратных, площадь подземной водной поверхности равна 5200
метров квадратных. Погрузка снаряжения в мирное время осуществлялась на пристани, учитывая передвижение спутников-шпионов вероятного противника. При
ядерной угрозе погрузка должна была осуществляться внутри базы через специальную штольню. В комплекс входила также ремонтно-техническая база (объект 820),
предназначенная для хранения и обслуживания ядерного оружия. Температура внутри базы держится около 15 градусов.
В 1953 году было создано специальное строительное управление № 528, которое непосредственно занималось строительством подземного сооружения.
Подземный комплекс строился 8 лет — с 1953 по 1961 годы. При строительстве было вывезено около 120 тысяч тонн породы. Для обеспечения секретности вывоз
производился ночью на баржах в открытое море. Строили объект сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы.
После закрытия в 1993 году большая часть комплекса не охранялась. В 2000 году объект был передан Военно-Морским Силам Вооруженных Сил Украины.
В период с 1993 по 2003 годы бывшая база фактически разграблена, демонтированы все конструкции, содержащие цветные металлы.
По отсыпанной всё таки не так экстремально, грязь кстати на солнце высохла моментом. Северный и южный форты рядом.
Виды прекрасные, погода супер, наслаждаемся ветром и закатом.
Впереди еще очень много чего!
(С) Я 30.06-16.07.2016 г.